Тенденции парфюмерии очерчены менее четко, чем модные — в конце концов, речь идет о субстанциях подвижных и неуловимых, да и своих недель моды, где можно подсмотреть будущее, у экспертов по обонянию нет. Но мы постарались сгустить душистый эфир в слова, а заодно расспросили про тренды у знакомых парфюмеров.
Нос по ветру
В мире парфюмерии тенденции очерчены менее явно, чем в моде — всё-таки мы говорим о неуловимых и изменчивых субстанциях, да и своих недель моды, где можно увидеть грядущие тренды, у парфюмерных экспертов нет. Но я постаралась уловить эти эфемерные ароматные направления и перевести их в слова, а также поговорила с знакомыми парфюмерами о текущих трендах.
На полном скаку
Пожалуй, самый изысканный и многогранный тренд последних двух лет, который уверенно преодолел барьер 2025-го, словно на соревнованиях по конкуру, — это «лошадиные» ароматы. Это направление возникло на пересечении двух крупных тенденций: эстетики old money и эскапизма — стремления убежать от суровой действительности в природу.
За прошедший год многие бренды выпустили духи, посвященные лошадям и верховой езде: французский Hermès создал травянисто-сенной Paddock, британцы из Perfumer H представили Saddle с ароматом мягкой потертой кожи поводьев, а их соотечественники Papillon Artisan Perfumes выпустили Epona, названный в честь кельтской богини лошадей.
«Мои духи сочетают ароматы сена, кожи, диких фиалок и специального седельного мыла, а также — лошадиного пота, который на самом деле очень чистый и приятный, с легким ‘мыльным’ оттенком», — рассказывает Лиз Мурс, парфюмер Papillon. «Вижу, что многие коллеги увлечены конной темой, и, думаю, это объясняется острым дефицитом свободы и легкого дыхания в современном мире».
Iron Duke, Beaufort London
Arabian Horse, Pierre Guillaume
Epona, Papillon Artisan Perfumes
Будь в моей коже
В англоязычном парфюмерном мире существует термин skin scent, буквально «запах кожи». Чаще всего он описывает неброскую парфюмерную композицию, которая держится близко к телу — своеобразную комету без хвоста. Иногда так называют аромат, мимикрирующий под естественный запах человека, транслирующий чистоту и ухоженность: теплая кожа, мыло, крем для бритья и подобные нотки.
Если бы к парфюмерии применяли понятие «нюдовый», то именно эти ароматы подошли бы под это определение.
«Тенденция к тихим, нежным, интимным духам, которая становится всё заметнее, — это понятная реакция на парфюмерию последних лет, одержимую стойкостью и шлейфами», — объясняет парфюмер Патрис Ревийяр из независимой парфюмерной лаборатории Maelstrom. «Может показаться, что все хотят только яркое и громкое, но это не так — у деликатных, вкрадчивых ароматов тоже немало приверженцев».
Moschino Oro, Santa Maria Novella
Le Ciel, Floratropia Paris
Clair de Nusc, Serge Lutens
«Пудровые» духи
В парфюмерии существует обширное семейство ароматов с нотами косметики: пудры, помады, талька, мыла и так далее. Вероятно, родоначальницей этого направления была La Rose Jacqueminot, выпущенная домом Coty в 1904 году — первая композиция с отчетливым ароматом помады. Этот эффект создавался благодаря аккорду розы и фиалки, традиционных ароматизаторов косметики — обе ноты обладают ягодным оттенком и достаточной интенсивностью, чтобы маскировать прогорклый запах тогдашних косметических основ.
С тех пор качество косметических баз значительно улучшилось, но ароматы макияжа — символы красоты, уверенности в себе, готовности к встрече с миром за пределами дома — прочно закрепились в парфюмерии. В 2025-м интерес к духам с пудровыми и помадными нотами возвращается, за что, по мнению парфюмера и владелицы лаборатории Sensaba Стефани Бакуш, следует благодарить тенденцию на женственный образ tradwife — «традиционной жены», которая целыми днями занимается домашними делами с безупречным макияжем и непременно хорошей укладкой.
Poudre d’Or, Mizensir
MyLO, Laboratorio Olfattivo
Narciso Poudree Eau de Parfum, Narciso Rodriguez
Пряности и страсти
В мире романа «Дюна» так называемая пряность, или спайс — специя с ароматом корицы — необходима для межзвёздных путешествий: с её помощью навигаторы прокладывают маршруты в космосе.
В нашей реальности специи — и в еде, и в духах — помогают преодолеть осеннюю слякоть и зимние холода, а вообще: придают бодрости и делают жизнь ярче. В этом году, обещает парфюмер и основательница компании MS Lab Parfums Мари Шнирер, в аромапотоках будут доминировать разнообразные перцы: черный, розовый и — в особенности — сычуаньский.
«У сычуаньского перца необычайно сложный и многогранный аромат — пряный и одновременно цитрусовый, почти грейпфрутовый, да еще с заметным металлическим оттенком», — говорит Мари. «Он сам по себе напоминает готовый ‘нишевой’ аромат, а для парфюмерной формулы служит словно восходящий поток воздуха, поднимающий композицию над землей и наполняющий её весенним ветром».
Un Poivre Eau de Parfum, Obvious
Twilly d’Hermès Eau Poivree, Hermès
Manrose, Etro
Без вина пьяны
Ароматы с алкогольными мотивами встречаются довольно часто — полки магазинов буквально прогибаются под батареями духов с нотами рома, виски и шампанского. И это неудивительно: во-первых, основа у парфюмов и благородных напитков одинаковая — спирт, так что между этими жанрами существует естественное родство, а во-вторых, относительно недавно распространившаяся мода на трезвость в реальной жизни вызывает потребность в компенсации через искусство — в том числе и парфюмерное.
Кроме того, индустрия ароматических компонентов постоянно развивается и регулярно предлагает новые ингредиенты для парфюмерных «коктейлей».
«Я, например, очень ценю вещество под названием liede vin, или коньячное масло», — делится парфюмер Стефани Бакуш. «Его получают путем экстракции винных дрожжей, и пахнет оно превосходно — как дорогое вино с фруктовым характером».